Костюм эпохи возрождения

                              КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Увлечение итальянским костюмом в конце XV — начале XVI вв. во всех евро­пейских странах являет нам один из первых примеров уже общеевропейской моды. Итальянская культура становится столь притягательной потому, что именно в Италии начинается сравнимый с греческой классикой взлет духовной жизни — начинается эпоха Возрождения, эпоха гуманизма, воспевшая человека, осво­божденного от жестких религиозных догматов, открывающего и познающего окружающий мир, свободную творческую личность, человеческое достоинство.Античность стала для итальянских гуманистов идеалом, и они стремились воз­родить образы античности в повседневной жизни. Это оказало влияние и на костюм несмотря на то, что в итальянской культуре сохранялись и элементы средневекового рыцарского идеала. Гармония пропорций, совершенно иной образ человека, стремление подчеркнуть в костюме индивидуальность человека — все это стало совершенно новым по сравнению с жестко регламентированным кос­тюмом средневековья. На итальянский мужской костюм (рис. 3.9) почти не ока­зывали влияние военные доспехи, так как ведущей общественной силой в XIVXV вв. были пополаны (купцы и ремесленники). Этот костюм был более объем­ным, чем в других европейских странах (джуббоне, фарсетто, джорнеа, догали-не, котта, симара и т.п.). Должностные лица и представители некоторых про­фессий (врачи, адвокаты, купцы), как и в других странах, носили длинные одежды. Своеобразие итальянского костюма заключалось и в том, что одежда имела разрезы по конструктивным линиям (проймам, локтевым швам, на гру­ди), сквозь которые выпускали белую полотняную нижнюю рубаху, что созда­вало особый декоративный эффект. Гармоничные пропорции и конструктивные разрезы итальянской одежды будут заимствованы портными других стран в кон­це XV — первой половине XVI вв.

В 1527 г., согласно мирному договору между Францией и Испанией, Ита­лия перешла под власть Испании, и постепенно итальянский костюм стал терять свое своеобразие, подчиняясь испанской моде. Женский костюм, особенно в Венеции в XVI в., дольше, чем мужской, сохранял индиви­дуальность и верность представлениям итальянцев о прекрасном: силуэт пла­тьев, которые носили итальянки, был более объемным, чем у испанок, несмотря на то, что с конца 1540-х гг. в Италии распространился металлический корсет корсе. Именно итальянки первыми стали надевать к платьям с лифом, заканчивающимся спереди острым углом (мысом), туфли на высоких деревян­ных подставках — цокколи, чтобы не искажать пропорции фигуры. Во второй половине XVI в. именно из Италии распространяется мода на женские нижние штаны, которые первыми стали носить под юбками венецианские куртизанки.

Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. До это­го существовали различные виды ажурной вышивки, в том числе и вышивка «шов по прорези» — по сетке разреженного полотна, которая и стала прообра­зом настоящего кружева. Первое кружево называлось «стежок в воздух» или «шитое иглой». Процесс его изготовления был очень трудоемким, и кружева вплоть до изобретения специальной машины в XIX в. стоили очень дорого и были настоя­щим предметом роскоши. Над каждым изделием трудилось сразу несколько ма­стериц. Немного позднее появилось кружево, плетенное на коклюшках. В XVI в. в Италии печатались специальные сборники узоров для кружев и вышивки «шов по прорези» с геометрическим орнаментом «ретичелла». Орнаменты для таких сборников рисовали известные художники, например Чезаре Вечеллио. В конце XVI в. появился гипюр — мотивы кружева, соединенные тонкими связками, что дало возможность делать кружевные изделия целиком: манжеты, воротники и т.п. Самые лучшие гипюры с рельефными узорами изготавливали в Венеции. В Милане делали плетеный гипюр. В Генуе начали плести кружева из золотых и серебряных нитей. В XVII в. конкурентами итальянским станут кружева из Флан­дрии, сплетенные из тончайших льняных нитей.

В XVI в. Италия продолжала занимать первое место в Европе по производ­ству тканей и предметов роскоши, но с ней начали конкурировать и другие страны. После того, как X. Колумб открыл новый материк — Америку, Испан­ское королевство завоевало новые колонии в Центральной и Южной Амери­ке, откуда в метрополию хлынул поток золота и серебра, драгоценных кам­ней, пряностей, невиданных доселе в Европе растений, овощей и фруктов. В XVI в., когда Испания стала самой могущественной и богатой страной в Евро­пе, испанские ткачи в Толедо, Севилье, Гранаде выделывали великолепные шелковые ткани, рытый бархат с золотой и серебряной нитью, драгоценную парчу. А во Франции в это время зародился новый центр по производству шелковых тканей, который в XVII—XIX вв. стал крупнейшим в Европе. В 1531 г. король Франции Франциск I своим указом освободил ткачей Лиона от нало­гов и разрешил итальянским ткачам владеть имуществом и заниматься своим ремеслом во Франции. В начале XVII в. лионец Клод Дангон изобрел ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткани со сложными многоцвет­ными узорами. К. Дангон получил от короля Генриха IV льготные права и ос­новал в Лионе мануфактуру. Ткани, производимые на мануфактуре К.Данго-на, уже не являвшиеся подражанием итальянским образцам, постепенно вы­теснили привозные ткани с французского рынка. Это были атласы с мелким растительным узором со светотеневой разработкой, затканные золотыми и се­ребряными нитями. В Лионе выпускали обивочные штофы, брокатель, рытый бархат. Лионские ткани были очень высокого качества, что было обусловлено высокой квалификацией ткачей, регламентацией и контролем над производ­ством. Чтобы получить звание мастера, нужно было пять лет проработать под­мастерьем и два года помощником мастера. Лионские шелковые ткани до сих пор славятся своим качеством (дома высокой моды заказывают специально ткани для коллекций «от кутюр» именно в Лионе). В XVI в. в Италии, Герма­нии, Нидерландах были распространены и набивные ткани. В Италии мастера набивных тканей входили в гильдию живописцев. Узор набивали по гладкому полотну белого, зеленого, красного или синего цвета черной краской, а дета­ли расписывали краской вручную. В Германии набивные ткани занимали зна­чительное место, так как служили своеобразным заменителем привозных шел­ковых тканей, которые были очень дороги. Набивные рисунки повторяли ри­сунки кружев, итальянских и восточных тканей, а рисунки с применением золотого или серебряного порошка имитировали парчу. В Нидерландах суще­ствовали набивные рисунки по льну. В Брюгге и Утрехте с помощью резных досок делали тисненый бархат, имитирующий итальянский двухворсовый бархат. В XVII в. набивные шелковые ткани будут вытеснены шелковыми тканями с вытканными узорами. В конце XVI в. в Англию из Индии завозят первые ситцы — первое ситцевое платье было сшито для королевы Англии Елизаветы I Тюдор.

Самым дорогим и модным украшением костюма в XVI—XVII вв. были кру­жева, чаще всего итальянской работы. В других странах делали только первые шаги к созданию собственного кружевного производства: во Франции, напри­мер, начали выделывать золотой и серебряный гипюр при королеве-итальянке Екатерине Медичи. Помимо кружев костюм украшали также аппликацией, вышивкой шелком, шерстью, золотой и серебряной нитью, бусами, бисером, золотой и серебряной тесьмой, галунами, жемчугом, драгоценными камня­ми, ювелирными розетками.

Искусство изготовления костюма достигло в XVI в. высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым. Уже намети­лась специализация портных, которая позднее получила более жесткие рамки: в XVI в. одни портные шили плащи, другие — мужскую одежду, третьи — женские платья. Вся одежда изготавливалась только на заказ. Чаще всего порт­ной набрасывал ткань на заказчика и с помощью аршина и мела размечал покрой. Цехи портных имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев, и, пользуясь этими образцами и мерками своего заказчика, портной шил модный костюм точно по фигуре, с помощью различных про­кладок исправляя ее недостатки. Такой способ требовал обязательных приме­рок, в ходе которых одежда и подгонялась по фигуре. Одежду с чужого плеча носили только актеры, чье ремесло в те времена не было достойной и уважа­емой профессией:

Носить одним жонглерам гоже, Ну, и певцам бродячим тоже Чужой наряд. Уж так пошло, Уж таково их ремесло.

Синьоры же досель носили Лишь платье, что портные шили На них самих, по мерке, впору. Об этом быть не может спору'.

   В XVI в. складывается полный каркасный тип костюма. Каркас в мужском костюме воспроизводил форму металлических доспехов. В Испании каркас появился в конце XV — начале XVI вв., что было связано с особым отношением к военным в период освобождения территории Испа­нии из-под власти арабов. Хубон (испанский аналог пурпуэну) шили на двой­ной подкладке, вставляли ватные прокладки и даже металлические пластин­ки, чтобы он походил на кирасу (часть металлических лат, защищающая спину, грудь и живот). В связи с распространением и усовершенствованием огнестрельного оружия доспехи постепенно исчезают, сохраняются лишь отдельные их части, например кираса. В Испании во второй половине XV в. сложился полный каркасный женский костюм, который состоял из металли­ческого корсета и каркаса юбки из металлических обручей (вердугос). Такой костюм придавал телу формы, соответствующие модному идеалу. Придвор­ный этикет, который сложился при испанском королевском дворе, запре­щал женщине появляться с открытой шеей, носить декольте, показывать ноги из-под юбки; новый костюм закрывал тело и почти полностью лишал фигуру индивидуальных особенностей. Из Испании во второй половине XVI в. в другие страны проник и обычай крахмалить (плоить) большие воротники — горгера — из тонкого полотна, окаймленные кружевом.

Испанские костюмы распространились по всей Европе во второй половине XVI в. в связи с политическим влиянием Испании в Европе и контрреформа­цией. Именно в это время складывается общеевропейская мода при сохране­нии некоторых национальных особенностей костюма в каждой стране. Во всех странах носят костюмы примерно одного типа и структуры при некоторых различиях в пропорциях и деталях. Мужской костюм состоит из следующих частей: рубашки из белого или шафранного тонкого полотна длиной до колен, куртки на ватной подкладке с рукавами или без (фр. «камизоль», исп. «корпе-суэло»), куртки с рукавами или без (фр. «пурпуэн», исп. «хубон», англ. «дуб­лет», нем. «вамс», ит. «джуббоне»), коротких штанов, состоящих из двух частей и набитых паклей, ватой и т.п. (фр. «ба-де-шосс» и «о-де-шосс», исп. «кальсес» и «грегескос» и т.п.), чулок и верхней одежды.

Вязаные чулки стали носить именно в XVI в., и для их производства англи­чанин Уильям Ли в 1589 г. сконструировал первую вязальную машину. Самыми дорогими были вышитые шелковые чулки испанской работы. Верхней одеждой вместо жакета и упелянда служила широкая распашная одежда, с рукавами и большим отложным воротником (фр. «роб», англ. «гаун», исп. «ропон», нем. «шаубе»), но самыми модными стали испанские плащи, которые широко рас­пространились во второй половине XVI в.

Женский костюм, который в начале XVI в. сохранял следы влияния итальянс­кой моды, во второй половине века полностью подчинился требованиям испан­ской моды — среди дворянок повсеместно распространились платья с металли­ческим каркасом. Но при этом в них были внесены поправки: появились глубокие декольте, воротники самой разнообразной формы. По-прежнему во всех странах носят два платья: нижнее (фр. «котт») и верхнее (фр. «роб», исп. «вестидо», англ. «гаун»), но в отличие от испанских, в других странах верхние платья могли иметь распашную юбку. Во второй половине 1570-х гг. во Франции появляется новый вид каркаса юбки — так называемые французские фижмы — большой валик, набитый паклей, который надевали на бедра под юбку вместо нижней юбки с пришитыми обручами. Верхней одеждой служили плащи типа манто и верхние распашные платья с короткими рукавами (исп. «ропа», фр. «марлотт», англ. «бэрн»).

Интересным явлением в моде XVI в. было влияние костюма, который носи­ли немецкие наемные солдаты и офицеры, сражавшиеся почти во всех евро­пейских армиях того времени — ландскнехты. С 1520-х гг. распространяется мода на декоративные разрезы, которая сохраняется до XVII в.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда