Метод модульного проектирования

 Метод модульного проектирования

Модуль — единица меры.

Раньше части человеческого тела служили единицами измерения: дюйм — длина сустава большого пальца; пядь — расстояние между концами раздвину­тых большого и указательного пальцев; фут — средняя длина стопы человека и т.д. Так, в основе средневековой архитектуры Англии лежал фут, который, по существу, и являлся модулем. В архитектуре древних греков модулем был ради­ус колонны. В Италии некоторые сооружения были построены на использова­нии модуля в виде квадрата или прямоугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из 18 видов фигурных кирпичей. Таким образом, применение модуля в архитектуре прошлого несло в себе ху­дожественное начало, служило средством гармонизации целого и его частей.
  Модуль — это исходная единица измерения, которая повторяется и уклады­вается без остатка в целостной форме (объекте).
  Кратность — укладываемость модуля без остатка, позволяет собирать раз­личные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость.
Современный архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строитель­ный модуль — 30 или 40 см. Модуль для приборостроения и станкостроения составляет 5 см. Оборудование интерьера строится на модуле в 5 и 15 см.
  Вариантность художественных форм, т.е. возможность из ограниченного числа типов создавать разнообразные произведения — одна из особенностей народного творчества. Если взять народный орнамент, то, как правило, он состоит из не­большого числа повторяющихся элементов. Ювелиры Дагестана покрывают ору­жие и утварь орнаментом, состоящим из небольшого числа стандартных элемен­тов, которых насчитывается не больше 27. В азербайджанских вышивках использу­ются от трех до пяти одинаковых мотивов. Молдавские ковры с геометрическим рисунком отличаются особым лаконизмом и крупным узором, который создается из одного мотива. Таким образом, использование модуля — это не новый прием, им пользовались всегда и в архитектуре, и в прикладном искусстве.
  «Сейчас все выглядит настолько «кутюр», настолько дорого, что пора на­чать думать по-новому, найти что-то новое», — так утверждает знаменитый японский дизайнер одежды И. Мияке. Это новое может состоять в моделирова­нии одежды из модулей. Одежда разного ассортимента обычно собирается, как из кирпичей — из уже готовых элементов.
  Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимо­сти от антропологии человеческого тела и оптимальных размеров готовой одежды. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы, чтобы при со­единении получались капюшон, короткий жилет, жилет средней длины, длин­ный жилет, короткие рукава, длинные рукава. Технологически каждый модуль обрабатывается отдельно подкладкой, утеплителем, мехом изнутри или снару­жи. Главная особенность модуля в дизайне одежды — то, что он обрабатывает­ся «чисто» с лица и с изнанки. Если модули сшиты из двух материалов или из одной ткани двух цветов, то их можно переворачивать и использовать для со­ставления двухцветных или двухфактурных полос, кле­ток, простых орнаментов. Важным является выбор способа соединения простых модулей в виде квадра­тов, прямоугольников, треугольников, кругов и ром­бов. Если для соединения модулей выбираются завяз­ки, ленточки, банты, узлы, то их торчащие концы могут создать дополнительный декоративный эффект. Для того чтобы модули соединить друг с другом не­заметно, применяются крючки, «липучки», супатные застежки. На рис. 8.4 показан пример использования модулей, соединенных между собой кнопками или пуговицами, в модели накидки. Если модули разъе­динить, то можно из них же собрать юбку, длинный жилет и т.д.
  Все эти виды соединения необходимы в том случае, если применяется метод трансформации — изменения формы изделия, назначения изделия, ассортимента.
  Изменение формы изделия: 1) из маленькой сде­лать большую и наоборот (например, из недлиннoго жилета сделать длинный). Это прием модульного свертывания и модульного развертывания; 2) изпростой формы составить сложную и наоборот (на­пример, к жилету пристегнуть, привязать модули и
получить длинное пальто с капюшоном, кокетка­ми, карманами, сумками и головными уборами или
из простых модулей в виде квадратов, треугольни­ков и ромбов составить сложный декоративный узор,
орнамент, монокомпозицию, которая органичновпишется в изделие); 3) изменяя форму, изменить
назначение изделия (например, был жилет — сталопальто, т.е. верхняя одежда, и т.д.). Можно из оди­
наковых модулей составлять разные изделия: жиле­ты разной длины и формы, сарафаны, юбки разной
длины, блузоны, полупальто, пальто длинные с ка
пюшонами, накладными воротниками, головны    уборы, сумки и пр.
  Таким образом, изменение ассортимента происходит путем модульного про­ектирования.
  Форма модулей может быть и более сложная: в виде цветов, листьев, бабо­чек, зверей, птиц. Такие модули достаточно сложно пристегивать и отстеги­вать, но их можно соединять «наглухо», встык друг к другу, при помощи «брид» (элемент вышивки «ришелье»). Создаются красивейшие ажурные композиции, которые накладываются на лекала изделия (допустим, платья), и все фрагмен­ты сшиваются с изнанки. Из получившегося ажурного полотна можно модели­ровать вставки или целиком изделия.
  Важно правильно подобрать для моделей ткань, которая позволяла бы сши­вать и выворачивать сложные фрагменты. Для этого хорошо подходят эластич­ные ткани (типа «бифлекс»), эластичный трикотаж, который не «сыплется» и хорошо держит форму.
  Интересные формы получаются при моделировании из модулей семейства головных уборов или сумок.
  В итоге, хочется подчеркнуть одно важное достоинство модульного проек­тирования: технологическая обработка модуля очень проста, ее может выпол­нять неквалифицированный специалист, даже в домашних условиях. Проекти­рование и сборка фрагментов в разнообразные изделия таят в себе огромные, ранее не использованные, возможности. Но, к сожалению, такой прием про­ектирования одежды применяется очень редко.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда