Одежда, костюм и их функции

ОДЕЖДА,  КОСТЮМ  И  ИХ ФУНКЦИИ

Основными понятиями в моделировании являются «одежда» и «костюм». В языке любого народа есть слова, обозначающие эти понятия.

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от зубов и когтей диких живот­ных; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ. Одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту (особенно это относится к древнему костюму). Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскрас­ку, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. В понятие одежды входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, го­ловные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основная функ­ция одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической дея­тельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку при­спосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда — это предмет потребления. Ношение одежды — это про­цесс потребления данного продукта. Одежда может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного про­изводства, когда один образец растиражирован в сотнях, тысячах, а то и мил­лионах экземпляров и находит своего «хозяина» уже в процессе распределе­ния, — в любом случае она удовлетворяет определенные потребности конк­ретного человека.

Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя:

1)       драпированная (некроеная, несшитая) — одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

2)       накладная — одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древ­ние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов — тип туники или рубахи);

3)   распашная — кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху
донизу (тип халата или сшитая европейского типа — одежда, повторяющая формы
человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой раз­
вертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).

В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятель­ности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, по способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, производственная, форменная, зрелищная и т.д.). С понятием «одежда» нераз­рывно связано понятие «костюм».

Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система пред­метов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность че­ловека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой тради­цией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма — зна­ковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о челове­ке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстети­ческом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитар­но-практической следующие функции:

1)     магическую;

2)     возрастную — обозначает или маскирует возраст человека. Традицион­ный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, на­пример, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, час­то возраст маскируется;

3)     социально-половую — практически в любом традиционном костюме чет­ко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамуж­няя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одеж­ду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно опреде­лить по его костюму;

4)     сословную (групповую) — костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует соци­альный статус человека;

5)     профессиональную — костюм может указывать на принадлежность челове­ка к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (вра­чи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов но­сили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном ко­стюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо мень­шей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»;

региональную — костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Регио­нальная функция связана с национальной функцией — по костюму можно

судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современ­ном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», сти­рающий все национальные особенности;

7) религиозную — костюм может обозначать и религиозную принадлеж­ность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отли­чить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в Англии — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современ­ном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функ­ция — многозначной, хотя он сохраняет следующие функции:

8)эротическую;

9) эстетическую — в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представ­ления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного вре­мени и народа.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функ­ции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения про­ектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не на­рядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный принцип проектирова­ния предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в ре­зультате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволя­ющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.

Как уже было сказано раньше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства.

Модель (от лат. modulus — мера, образ, норма) — это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения одежды, обуви, головных уборов; тип, марка какого-либо изделия.

Моделирование одежды — процесс создания новой модели одежды.

Модельер — специалист по изготовлению моделей одежды, образцовых эк­земпляров изделий. Таким образом, в русской традиции создателя новых об­разцов одежды называют модельером. Помимо этого существуют и другие про­фессии, связанные с изготовлением костюма: закройщик, портной, портни­ха, модистка, обувщик (сапожник), скорняк, технолог, конструктор, выши­вальщица и т.д. Все они выполняют различные функции, участвуя в процессе разработки и изготовления одежды. Но автором, создателем новой модели яв­ляется именно модельер, определяющий образ и стиль, общее конструктив­ное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатыва­ющий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Кроме этого, существуют и другие названия этой профессии, свя­занные уже с западной традицией: дизайнер, стилист, кутюрье.

Кутюрье — создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) — уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вруч­ную в домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах (более под

Дизайнер (это название связано с англоязычной традицией, во французс­кой и итальянской традиции оно соответствует понятию стилист) — именно так чаще всего называют модельера, что связано с переменами в области про­изводства и методов создания одежды, а также с возникновением новой твор­ческой деятельности, связанной с массовым производством.


Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда