Особенности творческого процесса

 Особенности творческого процесса

Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явле­ние, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно просле­дить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат.
  Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.
  Замысел — это структурный элемент композиции — средства для выраже­ния художественной идеи. Композиция — конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительно­го объекта.
  Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс — это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1.     Возникновение замысла и постановка задачи.

2.     Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразова­нии предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению являет­ся основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоз­даваемых в памяти.
  Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.

Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологичес­кие, ирреальные.

Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбо­ра средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.

Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, пред­меты декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты циви­лизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ­
ных методов эвристики и проектирования.

Эвристика — метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования — методы решения проектной задачи.

4.     Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, что­бы идея «улежалась».

5.     Озарение — получение окончательного оптимального решения.

6.     Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике:

1)         осмысление проблемной ситуации;

2)         предпроектный анализ;

3)         определение принципов и средств решения задачи;

4)         формирование формального образа;

5)         анализ проектной ситуации;

6)         эскизный поиск принципиальных решений;

7)         проектная проработка.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основ­ных этапа:

информационный

аналитический           г — исследовательская часть;

синтетический          J

коммуникативный — практическая часть.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда