Проектирование и моделирование в дизайне

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ  И  МОДЕЛИРОВАНИЕ  В ДИЗАЙНЕ

Дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью, но, в отли­чие от открытия и изобретения, имеет точно определенную цель, которая формулируется в виде проектной задачи. В нашей науке долгое время под сло­вом «дизайн» понимали только «художественное конструирование».

Художественное конструирование — процесс решения проектной задачи, включающий в себя этапы разработки концепции, выявления конкретных це­лей, анализа объекта, проектирования, разработки проектной документации и создания образа вещи.

В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следую­щей схемы: спрос — планирование — программирование (прогнозирование) — проектирование — производство — тиражирование — распределение — по­требление. Исходный пункт творчества дизайнера — потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна — всесторонний учет общественных потребностей. Собственно изучение потреб­ностей и является основным содержанием предпроектного анализа при созда­нии новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий. Методика ди­зайна основана на последовательном применении методов анализа и синтеза.

Предпроектный анализ — проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комп­лекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о спосо­бе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог — из­делие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принци­пу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недо­статки существующих изделий, пожелания потребителей.

Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия при­бегают к социально-экономическому анализу, функциональному анализу (исследо­вание способов использования изделия), функционально-стоимостному анали­зу (исследование структуры потребностей различных групп населения и наи­более эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения), технологическому анализу (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализу формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Результаты проведенного анализа должны быть интегрированы в операции синтеза путем овеществления (структурообразование) и гармонизации (ком­позиция) объекта. Структурообразование единичных предметов — формообра­зование. Композиция — метод гармонизации, система средств и способов созда­ния эстетически целостного объекта. В процессе синтеза результаты проведен­ных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: ком­бинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналого­вые методы формообразования костюма достаточно хорошо изучены*. Синтез в дизайне — мысленное упорядочение проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединение их в единое целое — проектный образ. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, ана­логовые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза формируется творческая концепция — важнейшее звено решения дизайнерс­кой задачи. Концепция в дизайне — основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Проектирование — создание описания, изображения или концепции несу­ществующего объекта с заданными свойствами. «Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера... В дизайнерском проектиро­вании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство»**. Проектирование связано с психологией творчества, по­этому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и вооб­ражения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи (под­робнее о методах эвристики, которые можно применить при проектировании одежды, см. в п. 8.3.). В процессе проектирования необходимо применять дан­ные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокуль­турным содержанием.

Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе — в макете — в модели. Начальный этап проектирования нового изделия — созда­ние его эскиза. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз буду­щей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живопи­си, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эс­киз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкрет­ные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Моделирование — отображение, представление или описание целостного объек­та (системы объектов), ситуации или процесса. Выделяют художественно-образ­ное моделирование, математическое моделирование (расчет математической модели), проектно-графическое моделирование (создание эскиза), объемное моделирование (создание макета и модели), словесное моделирование (созда

ние словесной концепции нового объекта, описания принципа его действия и т.п.). Самый распространенный метод моделирования — ретроспективное моде­лирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а дает возможность совер­шенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является кон­структивное моделирование, т.е. видоизменение функций и морфологии вещи (морфология вещи — материальная форма вещи, организованная в соответ­ствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: корректив­ным (совершенствуются функции и форма вещи); переходным (функции и мор­фология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств — в качестве примера из дизайна одежды можно привести направление деконст-руктивизма в дизайне); проективным (функции и форма вещи создаются вновь — творчество японского дизайнера одежды И.Мияке). Самым инновационным методом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование (или проектное прогнозирование), которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способ­ствовать достижению этих перспектив.

Одним из методов проектирования является макетирование — создание объемных изображений проектируемых предметов.

Макетирование — изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. В дизайне одежды использу­ются следующие методы макетирования: наколка и муляжный. Макет — мате­риальное пространственное изображение проектируемого изделия.

При проектировании приборов и машин необходима проверка инженером технической состоятельности замысла, после чего дизайнер вносит свои кор­рективы в конструкцию с учетом реальных технических возможностей. Завер­шающая стадия — совместная работа дизайнера и инженера по конструктив­но-технической и эстетической «доработке» образа.

Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты, прежде всего, конструктор и технолог.

Проектирование одежды — создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Проектирование одежды, подобно проектированию вообще, включает в себя те же этапы и использует те же методы. На основе исследований спроса потре­бителей и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая нахо­дит воплощение прежде всего в образе. Он рождается либо на бумаге при со­здании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании, а макет потом воплощается в модель. Модели­рование формы костюма — организация материала в соответствии с компози­ционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Ре­зультат моделирования — готовая вещь.

Если речь идет о промышленном проектировании, то дизайнер одежды ра­ботает вместе с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспери­ментальную модель, а затем, после отбора и апробации, — промышленный образец.

Конструирование одежды — разработка конструкции (построения, взаимно­го расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следую­щих этапов: выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного про

екта, расчет, построение чертежа (с использованием индивидуальных или стан­дартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.

Техническое моделирование — разработка чертежей и образца одежды по ба­зовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец слу­жит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Технология — совокупность методов обработки, изготовления или перера­ботки сырья, материалов, полуфабриката или изделий в процессе производ­ства; совокупность приемов и способов изготовления одежды.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда