Прогнозирование моды

 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  МОДЫ

Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозирова­нием называют специальное научное исследование перспектив развития явле­ния. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объек­та в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: оперативные (на 1 мес), краткосрочные (на 1 мес. — 1 год), среднесрочные (на 1 год — 5 лет), долгосрочные (на 5—15 лет), дальнесрочные (более чем на 15 лет). Очевидно, что актуальность прогно­зирования моды вызвана потребностями промышленности: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конст­рукции и т.п. В моделировании одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются не менее чем за полгода, а проектируются — за год до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более вперед. Чаще всего речь идет о кратко- и среднесрочных прогнозах моды. В дизайне исполь­зуется понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз), если прогноз принимает форму проекта. Проектирование новых изделий изначально включает в себя момент прогноза. Объектом проектного прогнозирования является вещь. По­этому прогнозирование будущих модных тенденций в одежде можно отнести к разряду проектных прогнозов.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника ин­формации о будущем:

1.     Оценка перспектив развития прогнозируемого явления при помощи ус­тановления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями. Поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведение аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение фор­мально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компью­терной графике и т.п.

2.     Условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, законо­мерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Цик­личность моды как раз дает основания для подобных прогнозов.

3.     Создание модели явления с учетом ожидаемых или желательных тенден­ций, перспективы развития которых известны. В дизайне такую модель называ­ют футуропроектом.

Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и на выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие чет­ких ритмов в смене моды, как в природных циклах, другие признают наличие строгой закономерности развития моды и необходимость точного ее прогнозиро­вания, в том числе с помощью методов математического моделирования. Можно выделить два принципиально различных подхода к прогнозированию моды. Пер­вый связан с прогнозированием отдельных модных объектов. В дизайне одежды — это прогнозирование ее формы и структурных элементов. Этот подход можно на­звать «формальным», так как исследуется именно форма костюма. В этом случае метод прогнозирования моды основан на изучении закономерностей изменения структуры формы костюма во времени как наиболее устойчивого признака моды в отличие от мобильных элементов костюма (цвет, орнамент, отделка). Для выявления этих закономерностей проводится анализ развития форм костюма на про­тяжении определенного отрезка времени (как правило, исследуется костюм XIX— XX вв.). Для того, чтобы результаты этого анализа можно было обработать с помо­щью компьютера, предлагается «упрощение» информации о форме костюма. «Структура формы костюма укрупненно, но вместе с тем достаточно информа­тивно может быть представлена одной из трех простейших фигур — прямоуголь­ником, трапецией или овалом»*. Также в виде одной из трех фигур — трапеции, прямоугольника, овала — представляются основные элементы костюма (юбка, лиф, рукава), при этом учитываются длина и ширина этих элементов. На основа­нии этих данных строятся графики изменения длины изделия и площади проек­ций формы, расположения линии талии и выявляется взаимосвязь между ними. Затем строится сводная теоретическая или формализованная «модель моды» — модель ритмического движения модных форм в костюме (математическая мо­дель) — и определяются циклы моды. Вьывленные тенденции развития формы костюма экстраполируются в будущее, и прогнозируется структура формы кос­тюма в нужный проектировщику отрезок времени, т.е. определяется, в какой момент повторяются те или иные силуэты. По подобной схеме пытаются прогно­зировать и цвет в костюме. Однако такой подход к прогнозированию подвергается критике за то, что при нем принимается во внимание только один из нескольких способов осуществления модной инновации — на основе традиций, только один источник информации о будущем, а также за субъективное упрощение информа­ции о моде прошлого. Но самый главный недостаток такого подхода заключается в том, что форма одежды не дает информации о модных ценностях, т.е. исследу­ется только один компонент структуры моды — модный объект, другие компо­ненты (модные стандарты, модные значения, модное поведение) остаются вне сферы исследований. Кроме того, по мнению А. Гофмана, «тезис об универсаль­ных закономерностях циклов, в частности, стилевых «возвратов», тесно связан с явным или неявным отрицанием игры в ценностной структуре моды, присут­ствием в моде эвристического, творческого начала, наконец, нового в собствен­ном смысле»".

Более плодотворным (и распространенным на Западе) является другой под­ход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компо­ненты моды в целом — прогнозируются различные аспекты образа жизни лю­дей и их потребности. Новая вещь начинается именно с требований потребите­лей, создателем новой вещи (и новой моды) является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потреб­ностей. Прогноз моды основывается на социологических прогнозах: прогнозе образа жизни, демографическом прогнозе, прогнозе занятости и уровня обра­зования и т.п. Социологические прогнозы делаются на основе опросов (кото­рые позволяют определить перспективы развития потребностей общества, мо­тивы поведения и т.п.), изучения структуры и характера деятельности челове­ка или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно такая информация дает возможность прогнозировать буду­щую моду. В западных фирмах, которые занимаются прогнозированием, есть специалисты, которых называют «тренд-скауты». Они изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, тор­говые центры и т.п.), выявляя новейшие тенденции, например, в нетрадици­онных способах ношения одежды, сочетании элементов, предпочтении опре­деленных стилей. Кроме того, предсказать будущие модные тенденции можно, внимателвно проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают авангардистами в моде.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда