Закономерности и развития моды

 ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РАЗВИТИЯ  МОДЫ

Развитие моды связано и с объективными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, из­менениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-исто­рическими явлениями, интернационализация, демократизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторо­нами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества. С развити­ем общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные пре­образования в основных образцах — явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразо­ваниями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных из­менений моды служат политические революции, крупные исторические по­трясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов.

Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, фор­мирование массовой культуры создали основу для демократизации моды — доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех соци­альных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяют сразу по­лучить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образца­ми международной моды.

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой ин­формации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность — это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы само­организации. Л. Петров считает, что мода — это циклическое изменение инте­ресов, установок и ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и пси­хологических условий жизни. Процесс внедрения и утверждения нового мод­ного стандарта, процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — новомодные. Модная инновация может быть осуществлена различными способами:

1)         посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствует­ся из прошлой моды. Возвратиться в моду прежний модный стандарт или обра­зец сможет только тогда, когда произойдет его массовое «забывание». Как пра­вило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвую­щих в становлении и распространении моды;

2)         путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры. В одежде новые идеи, стили и элементы появлялись из области изоб­разительного искусства (например, «сюрреализм» в моде 1930-х гг.), из куль­тур «экзотических регионов» («этнический стиль» в моде), из молодежных суб­культур (стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;

3)         в результате изобретения — редкого явления в истории моды. Под изобре­тением понимается появление подлинно новых элементов или новое комбиниро­вание старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся но­вые материалы и технологии. Примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-е гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды и т.п.

Модная инновация является результатом противоречия между прежними модными стандартами, объектами и ценностями, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения перестают обозначать пер­вичные и вторичные модные ценности, т.е. происходит «знаковый износ» этих стандартов и объектов. Возникает потребность в замене старых образцов новы­ми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функ­ционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — мно­жество разнообразных стандартов и объектов, из которых делается выбор. Этот выбор связан с предпочтениями массового потребителя, который приписыва­ет новым образцам модные значения — так появляется новая массовая мода.

Модный цикл отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов. В основе любых циклов лежат три основные стадии существования системы: формирование; установившееся состояние; кри­зис. Исследователи моды выявили следующие стадии модного цикла:

1. Возникновение новой моды (отличительная стадия). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды.

2.    Распространение (подражательная стадия). На этой стадии в модное пове­дение включается все больше и больше приверженцев новой моды. Эта стадия состоит из двух этапов: 1) «пик» или адаптация (когда к новой моде присоеди­няются неофициальные ее лидеры, ранние последователи моды, затем «ран­нее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подра­жание), когда промышленность производит модные объекты в тысячах и мил­лионах экземпляров. В модное поведение включается «запоздалое большинство», а лидеры моды ищут новую моду.

3.    Спад (стадия отмирания). На этой стадии уже для большинства участни­ков модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные цен­ности, и их воспринимают консерваторы («отстающие»).
   На стадиях экономического подражания и спада, когда мода выполняет нивелирующую функцию, с экономической точки зрения целесообразно про­длить стадию экономического подражания модного цикла путем дифференци­ации и специализации модных стандартов и объектов. На определенном отрез­ке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необхо­димостью массовой адаптации к новым образцам.  
   Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость сме­ны и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женс­кой одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебания моды в 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Виль-хельм определил продолжительность модных циклов: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-е гг. XX в. — 1 год. А.Янг предложила считать продолжи­тельность полного цикла за 100 лет. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А. Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет, 36 лет, 24 года. К категории модных изменений в костюме отнесли циклы продолжительнос­тью 13 лет, 6 лет, 3 года.
    Мода в условиях рыночной экономики, формирующая и регулирующая зап­росы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению сме­ны циклов потребления путем сознательного ускорения смены имиджа ве­щей, т.е. закладывания уже при проектировании быстрого эстетического, а часто и физического, устаревания продуктов дизайна. Потребителя тем самымзаставляют сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобре­тение новых, более модных предметов.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда