Многофункциональные вещи

 

 

 

 

 Многофункциональные вещи. Образование новых видов ассортимента

Многофункциональной является вещь, способная выполнять несколько фун­кций. В XX в. проектирование многофункциональных вещей становится одной из задач дизайнеров. Еще в 1920-е гг. функционалисты стремились создать универ­сальные вещи, которые могли бы заменить множество традиционных вещей. По­добный подход к проектированию способен удовлетворить запросы современного человека, живущего активной динамичной жизнью, и, кроме того, позволяет экономить ресурсы, что чрезвычайно актуально с точки зрения экологических проблем, стоящих перед обществом. Подобные универсальные вещи создавали и модельеры, к ним можно отнести: «маленькое черное платье» К. Шанель и кос­тюм в стиле «Шанель», платье-смокинг И. Сен-Лорана, джинсы. «Маленькое чер­ное платье» задумывалось К. Шанель как аналог мужскому костюму, простота формы и универсальность черного цвета превращали это платье в вещь вне моды и вне конкретной ситуации. Костюм в стиле «Шанель» также можно носить в любых случаях: и в качестве деловой одежды, и в качестве нарядной. Джинсы также превратились в многофункциональную вещь: из рабочей одежды они сна­чала преобразовались в повседневную одежду, а затем — в нарядную. Современ­ные джинсы шьют не только из традиционной ткани — денима синего цвета индиго, но и из атласа, из ткани стрейч, из бархата самых разных цветов. Джинсы носят и с классическим пиджаком, и со смокингом, и с вышитым жакетом.

На создание многофункциональных вещей ориентируются представители минимализма — одного из ведущих направлений в современном дизайне. Ми­нимализм — это концепция гардероба, состоящего из минимального количе­ства многофункциональных предметов одежды. Универсальная вещь, по мне­нию минималистов (к ним относят, например, американских дизайнеров К.Кляйна, Д.Кэран, немецкого модельера Дж. Сандер), должна характеризо­ваться следующими качествами:

простотой формы;

отсутствием отделок;

нейтральным цветом;

использованием материалов высокого качества.

Одежда человека все время пополняется новыми видами ассортимента, новыми вещами. Как правило, это происходит путем заимствования новых форм и элементов повседневной одеждой из одежды других ассортиментных групп. В современном гардеробе присутствует множество видов одежды, заимствован­ных из военной формы, спортивной одежды, белья, одежды других народов. Этот процесс не прекращается, обогащая нашу одежду новыми элементами, соответствующими меняющемуся образу и ритму жизни.

Огромное влияние на бытовой костюм в Западной Европе всегда оказывала военная одежда. Начиная с крестовых походов, боевое и турнирное облачение средневекового рыцаря позволяло пополнять модный костюм все новыми эле­ментами. Так в XIV в. появляется мужская распашная одежда — куртка с баской (пурпуэн), которую первоначально надевали под металлические латы. В XVII в. в моду входят кавалерийские сапоги на каблуках и мушкетерские плащи. Во время первой мировой войны из военной формы в женский бытовой костюм проникли накладные карманы, акцентированные застежки, матросские во­ротники и «стойки авиатора». В 1970-е гг. в моду входит военизированный стиль — «милитари лук», сделавший актуальными защитный цвет хаки, погоны, хляс­тики, пилотки и сумки типа военных планшеток. В 1990-е гг. в моду вошла защитная пятнистая окраска, солдатские ботинки.

Существенно пополнила ассортимент повседневной современной одежды спортивная одежда как самая удобная и универсальная, стирающая границы между полами и возрастами. Многие виды классической одежды изначально возникли как одежда для охоты и верховой езды — самого любимого вида спорта английской аристократии (фрак и редингот). В XX в. повседневная одеж­да обогатилась за счет спортивного трикотажа — от ставших классическими пуловеров и джемперов с застежкой «поло» до лыжных шапочек и легинсов. Из спортивной одежды в моду проникли стеганые пальто и куртки, теплые стега­ные сапоги «луноходы».

Иногда в новую верхнюю одежду, платье или костюм может превратиться белье. Так в 1970-е гг. возникает «бельевой» стиль, использующий формы ниж­него дамского белья начала века: корсажи, блузки, отделанные шитьем, вы­шивкой и лентами, нижние юбки с воланами и кружевами. В 1980-е гг. появля­ется «корсетный» стиль (его придумали В.Вествуд и Ж.-П.Готье), использую­щий покрой корсетов и бюстгальтеров в бюстье, блузках, платьях и жакетах. В 1990-е гг. в моду вошли платья-комбинации, напоминающие нижние женские сорочки 1930-х гг.

Ассортимент одежды обогащается за счет заимствования одежды другого пола. Так в XIXXX вв. женская одежда пополнилась многими элементами мужского костюма в связи с женской эмансипацией. Логичным последствием этой борьбы было стремление создать столь же удобный костюм для женщин, какой уже имели мужчины. Так в гардеробе современной женщины появились английский классический костюм, брюки, жилет, шорты, трикотаж и т.д.

Новые виды ассортимента иногда возникают путем функциональной транс­формации вещи — изменения ее назначения. Например, смокинг может пре­вратиться в платье (платье-смокинг И. Сен-Лорана), мужская рубашка — в платье (платье-рубашка) или в жакет (когда ее надевают вместо жакета на топ), майка — в рубашку, если ее надевают с пиджаком, и т.д.

Постоянным источником появления новых видов одежды является тради­ционный костюм различных народов мира. С Востока в Европу проникают но­вые элементы: сквозная застежка на пуговицы и тюрбаны — в средние века, турецкие халаты — в XVII в., бурнус, зуавские штаны и феска — в XIX в., японское кимоно — в конце XIX в. В 1970-е гг. формируется «этнический» стиль в моде, основанный на использовании покроя, декоративных отделок, эле­ментов костюма, украшений и традиционных цветов одежды разных народов мира. Рассмотрим формы, заимствованные из национального костюма, кото­рые укоренились в современном костюме.

Бубу — традиционная длинная и широкая туникообразная мужская одежда народов Западной Африки. Ее покрой стал основой для современной пляжной одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам, с от­верстием для головы и кулиской на талии.

    Джеллаба — широкое длинное платье с одним или двумя разрезами на боку, с орнаментированной кокеткой квадратной или прямоугольной формы. Напо­минает традиционную одежду арабов Северной Африки (галабея, гандура) и женские платья арабов Аравийского полуострова (машла).

Бурнус — белый шерстяной плащ с капюшоном, отделанным тесьмой и кистями. Является традиционной мужской одеждой коренного населения Ал­жира. Появился в Западной Европе в 1830-е гг. в качестве модной женской верхней одежды.

Костюм зуава — короткий шерстяной жакет, как правило, красного цвета, расшитый золотым позументом, и широкие штаны из шелка. Вошел в моду после 1831 г. и напоминал форму зуавов — солдат легкой пехоты во французс­ких колониальных войсках, сформированных в 1831 г. в Алжире. Подобные штаны в XIX в. носили модники в качестве домашней одежды. В 1920-е гг. они вошли в моду как женская домашняя одежда, в 1970-е гг. — как нарядная одежда в «этническом» стиле.

Кимоно — традиционная японская мужская и женская одежда. Это — халат, спинка которого сшита из двух прямых плотнищ, образующих полочки, с широкими прямыми рукавами. Кимоно запахивали слева направо и завязыва­ли поясом-оби. Кимоно вошли в европейскую моду в конце XIX в. на волне увлечения японским искусством в эпоху модерна в качестве домашней одежды. Французский кутюрье П.Пуаре в 1910-е гг. ввел в моду покрой рукава «кимо­но» (или «японка») — цельнокроеный рукав, напоминающий покрой кимоно.

Сари — традиционная женская несшитая драпированная одежда в Индии, пред­ставляющая собой полотнище размером 1х(4...8) м (раджастханский тип). Сари носят с нижней юбкой — набедренной повязкой — и короткой кофточкой — чоли.

Саронг — женская и мужская поясная одежда, которую носят в Индонезии, на Филиппинах, Шри-Ланке и других странах Юго-Восточной Азии. Пред­ставляет собой юбку-повязку из одного куска ткани, обернутого вокруг бедер и закрепленного с помощью закрученного верхнего края.

Парео — большой платок с яркими рисунками, который завязывается вок­руг бедер или под мышками. Традиционная одежда на острове Таити. В совре­менной моде используется как летняя и пляжная одежда.

Бандана — большой пестрый, как правило, хлопчатобумажный платок или косынка, завязанный на затылке. Подобные головные уборы встречаются в Центральной и Южной Америке, где их носят под шляпой. Стал элементом ковбойской одежды, в XX в. — элементом костюма рокера, а в 1990-е гг. — элементом военного обмундирования.

Жакет Мао — однобортный жакет с воротником-стойкой, напоминающий традиционную китайскую плечевую одежду. Назван в честь Мао Цзедуна (1893— 1976 гг.), председателя КНР.

Жакет Неру — длинный прилегающий однобортный пиджак, с застежкой на пуговицы, с небольшой стойкой. Первоначально был частью костюма го­сударственных чиновников в Индии (конгрессистский костюм). Назван в честь Дж.Неру (1889—1964 гг.), премьер-министра Индии.

Гаремные штаны (шальвары) — широкие штаны, собранные у щиколотки на кулиску или манжету. Заимствованы из женского турецкого костюма. Впер­вые вошли в моду в 1910-е гг. благодаря «Русским сезонам» С.Дягилева и «во­сточному» стилю П.Пуаре. В 1970-е гг. вновь стали популярны благодаря кол­лекции И.Сен-Лорана «Русские балеты/оперы» (1976 г.).

Каба — широкая куртка прямого покроя с капюшоном, отделанная тесь­мой с кисточками. Заимствована из костюма народов Северной Африки.

 

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда