Зрительные иллюзии в одежде

ЗРИТЕЛЬНЫЕ  ИЛЛЮЗИИ  В  ОДЕЖДЕ

В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий.

Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить ре­альные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.
   
Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень ши­роких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создава­ли иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.
  
В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в облас­ти груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющие добиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы зна­чительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.
  
Первый путь создания иллюзий в одежде фигура остается неизменной, со своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ при помощи приемов создания зрительных иллю­зий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для прида­ния фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.
  
Второй путь использования зрительных иллюзий создание модельной одежды в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство.
  
Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достиже­ния эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели.

Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновели­кого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3.  вертикальная линия кажется боль­ше горизонтальной.

Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся боль­ше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, допустим, длины блузы и юбки зрительно чуть сдвигаются в пользу верха и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает срав­нивать: что больше и что меньше по длине. Разница должна быть явной, т.е. читаться глазом.

     2.     Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или де­
талями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное.
Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры
которой опасно увеличивать.

3.     Иллюзия переоценки острого угла. Расстояние между сторонами острого
угла кажется большим, чем есть на самом деле. Расстояние между сторонами
тупого угла недооценивается.

4.     Иллюзия контраста. Рассмотрим контраст форм, размеров и пластическо­
го рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая
форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст
используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в
большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если
вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука
в просторном рукаве
еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии
будут еще шире.

5.     Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»). Эффект заключается
в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру,
черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает инте­
ресный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии при­
обретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя ил­
люзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать
интересные творческие модели в стиле «оп-арт».
 
     6.      Иллюзия подравниванияассимиляция (употребление, слияние).Иллюзия
заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии,
размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины по­
вторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе
горловины.

7.      Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура. Эта иллюзия заключается в
том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незам­
кнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда
нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать во­
ротник «под горло», если плечи широкие не нужно подчеркивать их ширину
такой же формой выреза горловины или воротника.

8.      Иллюзия полосатой ткани. Выбор расположения полос (вертикальное или
горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фи­
гуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности При
сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что
если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то
это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных ос­
трием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на нали­
чие вертикальной вставки посередине.

9.      Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастны­
ми по цвету тканями. Эта иллюзия создается тем, что левая половина из белой ткани, правая половина из чер­ной, левый рукав из черной, правый рукав из белой, т.е. используется прием асимметрии.

     10.     Иллюзия расчленения формы. Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, доста­  точно крупным рисунком или декором..

      11.    
Иллюзия трехмерного пространства. Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного  решения рисунка, намеренно прорывающего плос­кость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного по­лотна. Кроме пространственной иллю­зии присутствует иллюзия расчленения формы.

   12.    
Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в моделях, например, в стиле «оп-арт»

   13.    
Иллюзия психологического отвлечения. Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внима­
ние направляют на другое место в одежде или це­
ленаправленно подчеркивают достоинства внешно­
сти человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим ак­центом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, до­полнений.При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных ме­тодов:

«французский» подчеркивание достоинств фигуры человека;

«русский» скрывание недостатков фигуры.

Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внима­ние. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волную­щим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше!

На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и исполь­зование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяет грамотно решать задачи проектирования.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда