ЦВЕТ В КОСТЮМЕ

ЦВЕТ В  КОСТЮМЕ

Цвет самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена мод­ных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цвето­вая гамма.

Цвета разделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (нео­крашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочета­ния между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны свет-лотные отношения, т.е. различие по светлоте.

Светлота— безразмерная величина, используемая для количественной оцен­ки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.

Изучение цвета в композиции костюма начинается с ахроматических цве­тов. Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходи­мо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, затем переходят к разработкам ахроматических ком­позиций с добавлением серого цвета.

В художественной практике часто используются трехтоновые композиции, состоящие из черного, белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В трехто-новых и более сочетаниях идет светлотное смягчение контраста белого и чер­ного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приводит к некоему компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Сту­пенчатые градации по светлоте это постепенное, различимое глазом, насы­щение белого черным цветом или черного белым цветом.

В профессиональной среде такой прием называется «растяжка цвета». Растяж­ка цвета отличается от приема достижения незаметного перехода от белого цве­та к черному тем, что разница градации каждой светлоты четко выделяется.

Для того чтобы растяжка цвета была постепенной, в ней должно быть не меньше пяти градаций, например: черный, темно-серый, серый, светло-се­рый, белый.

Что дает растяжка цвета? Она дает навыки в работе с ограниченной гаммой цветов. Глаз может различать, допустим, семь градаций чистого серого, а если в каждую градацию растяжки добавить чуть-чуть другого цвета, то можно по­лучить огромное количество тонких сочетаний «разного серого». А если глаз сможет их различить, значит эти тонкие сочетания мы можем и воспроизвести. Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную про­фессиональную культуру цвета.

При использовании растяжек белого и черного цветов интересные резуль­таты получаются с применением эффекта контраста внутри формы и «краево­го контраста», при котором белый и черный цвета расположены рядом в виде контуров, линий, обводок.

Можно добиться эффекта «свечения», или «горения» белого цвета, окру­жив мотив концентрическими растяжками серого, постепенно доходящего до черного, цвета.

Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является при­менение так называемой ограниченной гаммы.

Ограниченность гаммы заключается в том, что к белому и черному цветам добавляется только один цвет. Цвет можно взять любой, например, коричне­вый. Коричневых цветов на самом деле много: марс коричневый, сепия, крас­ная охра, шоколадный, кофе с молоком, красное дерево, цвет дуба, цвет корицы. Коричневые цвета всех оттенков часто встречаются в одежде. Это цвет натуральный кожи, замши, меха. Коричневые цвета привлекают своей прак­тичностью, возможностью сочетания с любым другим цветом и хорошо под­ходят к цвету кожи человека.

Таким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношения бе­лого, черного, оттенков серого и множества оттенков коричневого, мы полу­чаем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний, которые прекрасно взаимодействуют между собой. Это подтверждают распис­ные и набивные ткани народов Африки ткани, в которых гармония строит­ся на трех цветах: белом, коричневом и черном. С точки зрения использования ограниченной гаммы, изысканны отличающиеся неброской красотой народ­ные костюмы Бретани (Франция), где издавна сочетали в одежде только чер­ный, коричневый и серый цвета, дополняя их фантастическими накрахмален­ными белыми головными уборами.

Кроме ахроматических существуют хроматические (окрашенные) цвета, которые характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.

Насыщенностьэто степень наличия чистого пигмента в цвете (например, насыщенный красный, насыщенный синий и т.д.).

Тон это наличие в одном цвете примесей другого цвета. Тон характеризу­ет отличие одного цвета от другого.

Например, в красном с малиновым оттенком присутствует синий цвет, в красном с оранжевым оттенком присутствует желтый цвет, т.е. по тону эти красные цвета разные.

Светлота хроматических цветов это степень их разбеления. Сильно разбе­ленные цвета малой насыщенности называются «пастельными» (от цветных мелков «пастель»). Гармония пастельных цветов достигается наличием в каж­дом цвете белого цвета, который все нивелирует, сглаживает.

Цветовая гармония пастельных цветов это цветовое равновесие, при ко­тором ни один цвет не выделяется.

Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разное черное». В этом случае присутствие черного в насыщенных цветах также нивелиру­ет яркость, создает едва различимые, почти черные, но цветные сочетания.

Таким образом, можно сказать, что сочетания пастельных цветов это светлая гамма, а «разное черное» это темная гамма.

Гамма это ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности. Например, зеленая гамма может включать в себя все оттенки зеленого: изум­рудную зелень, травяной зеленый, ярко-зеленый, бутылочный, цвет яблока, морскую волну, бирюзовый и т.д.

В теории гармоничных цветовых сочетаний рассматриваются различные за­кономерности.

Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагают­ся в жестком порядке. Это цвета радуги: красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый. Чтобы запомнить этот порядок, придумано много шутливых скороговорок: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь», где первые буквы слов первые буквы названий цветов.

Одна из цветовых гармоний это гармония цветового круга.

Цветовой круг строится на контрастных парах (красный зеленый, жел­тый синий) или на четырех основных цветах, которые находятся на концах диаметров круга.

Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточ­
ных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до
4_          зеленого, от зеленого до желтого).

"■                Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то

каждой четверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которые находятся внутри этой четверти.

Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от жел­того пигмента до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и крас­но-оранжевый.
   
Вторая четверть (нижняя правая) цветового круга включает в себя цвета от красного пигмента до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый. Каждая четверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цветов, а если взять цветовые сочетания от желтого до синего (т.е. правую половину цветового круга), то получим гармонии родственно-контра­стных сочетаний цветов.
  
Сочетания родственных цветов это сравнительно сдержанная уравнове­шенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких свет-лотных противопоставлений.
   Родственно-контрастные цветовые сочетания сочетания родственных цве­тов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вслед­ствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета дополняют­ся холодными красно-сине-фиолетовыми.
   Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего пигмента до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, хо­лодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы.
   Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе род­ственные цвета от зеленого пигмента до желтого пигмента через теплый зеле­ный, зелено-желтый и желто-зеленый.
   Если две левые четверти цветового круга объединить, то получим родствен­но-контрастные сочетания цветов, где встречаются и теплая и холодная гаммы зеленого цвета.
   Теперь разобьем цветовой круг на верхнюю и нижнюю половины. Верхняя половина соответствует теплой гамме цветов, а нижняя половина холодной гамме. Так как цветовой круг построен на двух контрастных парах, которые находятся друг против друга (красный зеленый, желтый синий), то суще­ствуют гармонии контрастных цветов. И если проводить диаметры через центр круга, допустим от красных цветов до зеленых, то каждому оттенку красного цвета будет соответствовать определенный оттенок зеленого цвета, причем ясно видно, какому красному соответствует какой зеленый.
   Но такой цветовой круг не учитывает сложных и многообразных сочетаний цветов с белым и черным цветами. Если к каждому основному цвету круга прибавлять белый цвет в определенной пропорции, то получатся внутренние концентрические круги разбеленных цветов, сходящиеся к центру цветового круга. Если к каждому основному цвету круга прибавлять черный цвет с посте­пенным увеличеним его доли, то получатся внешние концентрические круги зачерненных теневых цветов, уходящие в пространство.

На самом деле цветовой круг представляет собой объемную фигуру из двух конусов, имеющих общее основание. Разбеленные цвета уходят к белому цвету на вершине одного конуса, а зачерненные в разной степени насыщенные цве­та уходят к черному цвету на вершине другого конуса. На оси конуса распола­гаются ахроматические цвета, а в плоскости максимального поперечного сече­ния насыщенные цвета (чистые пигменты). Эти два конуса образуют «цвето­вое тело» Оствальда. По цветовому телу можно составлять гармоничные и слож­ные комбинации сочетаний цветов.
    В графических работах приходится вводить черный и белый цвета, разные разработки цветов и собственно белый цвет. От этого композиция только вы­игрывает, приобретает графическую выразительность.
   Существует одна закономерность: чем больше цвета отличаются один от другого, тем труднее получить цветовую гармонию, т.е. цветовое равновесие, при котором нет преобладания какого-то цвета. Поэтому в цветовых компози­циях очень важен размер цветовых пятен. Если одно цветовое пятно больше остальных, то оно преобладает по цвету, выделяется среди всех цветов. Цвето­вое равновесие достигается тремя моментами:

равным количеством пятен основных цветов;

равной светлотой в разбеленных сочетаниях;

равной насыщенностью ярких цветов.

Существует другая закономерность: чем ближе один цвет к другому в цвето­вом круге, тем больше они гармонируют друг с другом.
   Таким образом, гармонии цветовых сочетаний это совокупность комби­наций цветов с учетом насыщенности, светлоты и тона.
   Гармонии цветовых сочетаний зависят от эстетических взглядов общества в разные периоды времени.
   Ежегодно дома моды предлагают в одежде цветовую гамму сезона, новый свежий доминирующий цвет. Сейчас мода очень демократична и не оказывает предпочтений какому-то цвету. Появляются новые цвета: цвет металла, сереб­ра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, много блестящих поверхнос­тей, светящихся «кислотных» цветов.
   Каждый дизайнер имеет свою стратегическую концепцию цвета в одежде. Например, японский дизайнер И.Мияке в своих коллекциях использует толь­ко яркие «радостные» цвета, он считает, что цвет одежды должен вызывать положительные эмоции, доставлять людям радость.
   Большим колористическим даром обладает французский кутюрье К.Лак-руа, который в своих моделях изощренно применяет неожиданные многоцвет­ные сочетания тканей, рисунков и фактур.
   Японка Р. Кавакубо представитель деконструктивизма в дизайне одежды подчеркивает новизну острой формы своих моделей черным, серым и белым цветом. А японский дизайнер И.Ямамото поразил в начале 1980-х гг. Париж коллекциями, в которых были модели только черного цвета.
   Делалось множество попыток выявить закономерности развития модной цветовой гаммы. Смена модных тенденций в области цвета в целом соответ­ствует циклам развития модной формы костюма: новая форма (новые силу­эты, объемы, пропорции), как правило, появляется в черном цвете, а ухо­дящая форма разрабатывается в сложной гамме, преобладают оттеночные решения цвета. В целом модная цветовая гамма («теплая» или «холодная») актуальна примерно столько же времени, сколько и ведущая базовая форма  (пять-шесть лет). Однако прогнозирование цвета в костюме основано не только на изучении динамики развития модной формы, но и на исследова­нии цветового восприятия и цветовых предпочтений людей, принадлежа­щих к разным возрастным группам, которые проводятся под эгидой Меж­дународной ассоциации цвета. На основе этих исследований строятся про­гнозы цветовых предпочтений, которые и реализуются впоследствии в виде модных тенденций.
  Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.
Если проанализировать цветовую палитру моды конца 1999 г., то можно сделать следующие выводы.
    В женской одежде уже исчезает серый цвет, который был доминирующим в 1998—99 гг. Остались сложные серо-бежевые оттенки, переходящие в пастель­ные, а также еле различимые по цвету сочетания прозрачных и блестящих тканей. Пастельная гамма повторяется в аксессуарах: сумках и обуви. Пастель­ные оттенки насыщаются цветом и доходят до карамельных: розовых, светло-зеленых, светло-голубых, сиреневых. Ярким акцентом в модной гамме сверка­ет красный цвет.
   Интересны тенденции цветовой палитры в мужской одежде на 2000 г. Исчез серый минимализм, появилось многоцветие. Предлагаются редко использую­щиеся контрастные сочетания красного и зеленого. Много зеленой гаммы: от хаки до холодного изумрудного цвета.
   Традиционный для мужской одежды синий цвет заметно посветлел. Вновь стало актуальным классическое сочетание белого и черного цветов. Появились насыщенные цвета фруктов: желтый, оранжевый, зеленый, красный.

Пошив одежды

Спецодежда

Нанесение

Другое

Готовая одежда